Общественная палата города Ростова-на-дону третьего созыва
Открытый доклад проектной группы:
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание, поддержка и развитие молодежных инициатив как основа муниципальной политики стабильности"

в рамках круглого стола по проблеме

«Патриотическое воспитание новых поколений граждан как стратегический приоритет в условиях трансформации гражданского общества»
Тема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи представляется весьма актуальной, когда до предела обострена обстановка, санкции, инициированные США и их союзниками, негативно сказывающиеся на экономической ситуации в стране, широкое распространение посредством социальных сетей получает идеология терроризма.

Сложившаяся ситуация побуждает руководство страны вернуться к традиционным базовым ценностям российского общества, переосмыслить на новом этапе проблемы формирования у российской молодежи гражданской позиции, реализовать комплекс мер по воспитанию внутренней потребности в духовно-нравственном совершенствовании, воспитанию интереса к историко-культурному наследию народов, населяющих Россию.

Понятие «патриотизм» в широком смысле означает любовь к Отечеству. Однако существуют и другие трактовки этого термина.

«У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея», - В.В. Путин.

В XXI веке Патриотизм выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и Государства. Он призывает всех граждан объединиться, чтобы достичь общей цели, сделать все возможное для становления экономически мощной и политически стабильной державы.

Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей и молодежи чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите. Оно должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

С целью обобщить и осмыслить опыт патриотического воспитания на уровне муниципального образования города Ростова-на-Дону в условиях трансформации гражданского общества на основании решения Общественной палаты города Ростова-на-Дону от 24 ноября 2022 года № 18.4 была создана проектная группа «Духовно-нравственное, патриотическое воспитание, поддержка и развитие молодежных инициатив как основа муниципальной политики стабильности».

Цель деятельности проектной группы – консолидация творчески-перспективного, практико-ориентированного, научного ресурса и ресурса муниципальной власти в целях формирования единой позиции в отношении патриотического воспитания как стержневой духовной составляющей стратегического приоритета молодежной политики в новых условиях трансформации гражданского общества.
Для реализации поставленной цели были проведены следующие мероприятия:
1.

Заседание проектной группы
22 декабря 2022 года в Общественной палате города Ростова-на-Дону состоялось заседание проектной группы «Духовно-нравственное, патриотическое воспитание, поддержка и развитие молодёжных инициатив как основа муниципальной политики стабильности».


Бут Валентина Федоровна, руководитель проектной группы, доложила об изменениях, происходящих в молодёжной политике, проблемах и стратегии развития ее поддержки как гаранта стабильности на всех уровнях власти в контексте поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина.

Члены проектной группы обсудили план деятельности, определились в концепции деятельности как нового формата – открытый формат с участием акторов муниципального образования города.

Изучение вопроса должно вестись в открытом доступе по четырем направлениям:

1. Комплексная диагностика (анкетирование, социологический опрос) с целью выявления проблемного поля, межведомственного взаимодействия и др.

2. Посещение мероприятий патриотической направленности.
3. Рабочие группы (с отделами, управлениями, осуществляющими деятельность с молодежью и др.)

4. Круглый стол по патриотическому воспитанию новых поколений граждан как один из факторов сохранения Российского государства (состав участников: советники школ, представители Совета отцов, представители департаментов по молодежной политике, ВУЗов, учителя, Институт классных руководителей).

Решили: задачей проектной группы считать консолидацию творчески-перспективного, практикоориентированного, научного ресурса, ресурса муниципальной власти в целях формирования единой позиции в отношении патриотического воспитания как стержневой, духовной составляющей стратегического приоритета молодежной политики
в кризисных условиях трансформации гражданского общества.
Результатом считать конференцию по указанной проблеме.
Продукт: ресурсы, предоставленные участниками, резолюцию с рекомендациями в адрес власти, структурных подразделений ВУЗов, образовательных организаций.

В работе проектной группы участвовала Панасенко Ирина Михайловна. представитель от Южного федерального университета, автор молодёжного проекта.

2.

Социологическое исследование на тему «Духовно-нравственное, патриотическое воспитание, поддержка и развитие молодежных инициатив как основа муниципальной политики стабильности».
Комплексная диагностика (анкетирование, социологический опрос) с целью выявления проблемного поля молодежной политики в условиях трансформации гражданского общества в муниципальном образовании города
В опросе приняли участие 1785 человек (старшеклассники и студенты):
1043 чел. - 58,3%
Девушки
742 чел. - 41,7%
Парни
Аналитическая справка по результатам социологического опроса, проведенного в целях определения актуальности вопросов патриотизма в системе ценностной ориентации подростков и молодежи
Проектной группой Общественной палаты г.Ростова-на-Дону изучался вопрос: «Духовно-нравственное, патриотическое воспитание, поддержка и развитие молодежных инициатив как основа муниципальной политики стабильности».

Форма проведения – соцопрос (анкета анонимно).

Респонденты – школьники старших классов, студенты.

Всего - 1790 человек, из них: 1043 чел.- 58,3% (жен.), 742 чел.- 41,78% (муж.)

Вопросы анкеты были ориентированы на понимание значения слов «патриот», «патриотизм», на выражение личной позиции, на формирование экосистемы молодежной политики в муниципальном пространстве г. Ростова-на- Дону.

90,2% опрошенных считают себя патриотами (не считают 9,8%).

Респонденты четко определились в позиции, что значит быть патриотом.

Любить свою Родину - 87,5%

Работать и действовать во благо для процветания страны, для того чтобы государство, в котором мы живем, было самым авторитетным, мощным, уважаемым в мире - 46,3%

Бескорыстно любить Отечество, служить ему, быть готовыми к самопожертвованию во имя блага и спасения - 58,9%

Необходимо отметить, что в большинстве ответов чувствовался эмоциональный подъем, в котором преобладают любовь, гордость за Родину (87,5%)

Среди источников, влияющих на формирование патриотических чувств, респонденты выделили:

Родители - 67%

Школа (ОУ) - 54%

Среди других вариантов были выделены:

Художественная литература,
Просмотр художественных фильмов,
Встречи с ветеранами,
Активная деятельность.

Далее представлен анализ социологических исследований и выводы.

Итоги социологического исследования:
- Большинство респондентов считают себя патриотами (90.2%).

- Слова «патриотизм», «патриот» респонденты в равной степени связывают с любовью к своей стране, малой Родине; определяют как служение Отечеству, готовность к самопожертвованию ради ее блага; труд ради блага и процветания, чтобы государство, в котором мы живем, было самым авторитетным, мощным и уважаемым в мире (68,1%).

- Большинство респондентов (87,3%) считают себя патриотами.

- 64% респондентов воспринимают патриотизм как включение в деятельность, что позволяет сформировать индивидуальную позицию по патриотическому сознанию, сформировать патриотические ценности и личностный рост.

Необходимо обратить внимание на следующие позиции!
1. Разброс ответов на вопрос: «Что оказывает влияние на формирование патриотических ценностей у молодежи?»:
- личный пример педагога отметили 18,7% (232 чел)
- семья - 67%,
- школа - 54%
2% (36 чел.) ответили, что патриотизм сегодня не актуален и не современен, а также, что патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка.

2. 12.3% респондентов отмечают значимость Власти в формировании личных патриотических чувств на муниципальном уровне.
Эти позиции (педагог, Власть, молодежь) необходимо считать в новых вызовах радикальной трансформации гражданского общества как новые возможности в интеграции субъектов, а главное, новый формат в подходах к патриотическому воспитанию нового поколения граждан. Результатом должна быть сформированная экосистема молодежной политики на муниципальном уровне.
По итогам социологического исследования были определены группы проблем для обсуждения вопросов на круглом столе.

Группы проблем:

1. Место и роль молодёжи в контексте государственной молодёжной политики на муниципальном уровне. Новый формат межведомственного взаимодействия: служб, ведомств, власти, новых структур в ВУЗах, общественных деятелей, депутатов по формированию единой экосистемы молодёжной политики в социо-культурном развитии города;

2. Патриотическое воспитание новых поколений граждан как один из главных факторов сохранения и развития российского государства (трибуна опыта).

Обсуждаемые вопросы по первой группе проблем:
  • 1
    Поддержка и развитие молодежных инициатив как основа муниципальной политики стабильности.
  • 2
    Формирование экосистемы молодёжной политики на муниципальном уровне как стратегический приоритет.
  • 3
    Стратегия молодёжной политики, способной объединять ресурсы и взаимно интегрировать проекты, как фактор повышения доли активной, патриотически настроенной молодёжи.
  • 4
    Патриотическое воспитание молодёжи как основа формирования гражданственности.
  • 5
    Роль православия в сохранении межконфессионального согласия на Дону.
  • 6
    Проблемы патриотического воспитания молодежи в условиях многонационального города и его поликультурного пространства.
  • 7
    Трансформация образования в меняющемся мире. Институциональная трансформация образования.
Обсуждаемые вопросы по второй группе проблем:
  • 1
    Ценности общества и память поколений в условиях трансформации.
  • 2
    Волонтерство как ресурс коммуникативной культуры в условиях изменения общества.
  • 3
    Физическое воспитание как составляющее патриотического воспитания.
  • 4
    Геральдика России как одна из основ патриотического воспитания молодёжи.
  • 5
    Роль учителя истории, его миссия в вопросах консолидирующей общество идеологии (или как действовать в условиях «шума» противостояния радикальных идеологий в современном мире).
  • 6
    Институт классного руководства как новая структура патриотического воспитанию новых поколений граждан.
  • 7
    Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в городе Ростове-на-Дону. Новая философия патриотического воспитания в рамках проекта «Навигатор детства».
3.

Заседание круглого стола
11 мая 2023 года в актовом зале Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) под патронатом комиссии по социальным вопросам Общественной палаты города Ростова-на-Дону был проведен круглый стол на тему: «Патриотическое воспитание новых поколений граждан как стратегический приоритет в условиях трансформации гражданского общества».
С приветственным словом к участникам обратились заместитель главы Администрации города Ростова-на-Дону по социальным вопросам Елена Николаевна Кожухова, председатель Общественной палаты города Ростова-на-Дону Михаил Анатольевич Чернышев и председатель комиссии по социальным вопросам Адам Умарович Альбеков.

Модератором круглого стола была член комиссии по социальным вопросам Общественной палаты города Ростова-на-Дону Валентина Федоровна Бут.
В работе приняли участие начальник Управления образования города Ростова-на-Дону В.А.Чернышова и начальник отдела по делам молодежи А.Н.Бганцев, депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы, члены областной и городской Общественных палат, ученые ВУЗов, учителя и руководители социальных проектов.
В ходе заседания активно обсуждались вопросы стратегии молодежной политики как фактора повышения роли активности патриотически настроенной молодежи. Отмечалась значимость диалога поколений, проблемы патриотического воспитания молодежи многоконфессионального города, роль православия и центров патриотического воспитания и подготовки юнармейцев в формировании патриотизма. На круглом столе были заслушаны следующие доклады:
1. "Патриотизм как мобилизационный ресурс развития личности, общества и государства"

Докладчик:
Бут Валентина Федоровна, член Общественной палаты города Ростова-на-Дону третьего созыва, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации, член Общественного совета при Управлении образования, член Общественного совета по независимой оценке качества при Администрации города Ростова-на-Дону.
2. "Стратегия молодежной политики как фактор повышения роли активной, патриотически настроенной молодежи".

Докладчик:
Бганцев Андрей Николаевич, начальник отдела по делам молодежи Администрации города Ростова-на-Дону.
3. "Роль Советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Новая философия патриотического воспитания в рамках проекта «Навигатор детства»".

Докладчик:
Чупров Михаил Георгиевич, методист дворца творчества детей и молодежи, региональный координатор советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими объединениями, региональный координатор проекта «Навигатор детства».
4. "Институт классного руководства как новая структура патриотического воспитания в условиях трансформации гражданского общества".

Докладчик:
Ермаков Заури Тариэлевич,
директор МБОУ «Лицей № 51 имени Б.В. Капустина», учитель высшей категории, победитель конкурса «Искусство воспитания», руководитель проекта для ассоциации молодых учителей «Парк будущего».
5. "Патриотическое воспитание как особый механизм формирования правового общества и государства".

Докладчики:
Исакова Юлия Игоревна, декан Юридического факультета ДГТУ, к.ю.н., доктор соц.наук, доцент, председатель комиссии по образованию и культуре Ростовской-на-Дону городской Думы. Ковалева Анастасия Валерьевна, старший преподаватель кафедры "Уголовное право и публично-правовые дисциплины" ДГТУ.
6. "Развитие исторического просвещения как фактора обеспечивающего социализацию обучающихся, формирование их гражданской позиции, привитие обучающимся традиционных ценностей народов России".

Докладчик:
Антонов Валерий Владиславович,
методист Информационно-методического центра образования города Ростова-на-Дону, почётный работник общего образования РФ.

7. "Развитие патриотического самосознания студентов педагогических специальностей Южного Федерального Университета в условиях становления гражданского общества".

Докладчик:
Панасенко Ирина Михайловна кандидат социологических наук, доцент Академии психологии и педагогики ЮФУ, координатор по взаимодействию с образовательными учреждениями, реализующими казачий компонент, куратор Казачьей Сотни ЮФУ.
8. "Роль центров патриотического воспитания и подготовки юнармейцев в формировании патриотизма".

Докладчик:
Игнатов Сергей Николаевич, руководитель центра патриотического воспитания и подготовки юнармейцев МБУ ДО г. Ростова-на-Дону "Дворец творчества детей и молодежи", начальник штаба местного отделения ВВПОД "Юнармия" г. Ростова-на-Дону, региональный представитель военно-патриотического центра "Вымпел" в Ростовской области.
9. "Отражение темы Великой Отечественной и Второй мировой войны в сознании современного общества: диалог поколений. Опыт международных встреч".

Докладчик:
Усенко Александр Николаевич, заместитель декана факультета «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии» ДГТУ, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и культурология», исполнительный директор автономной некоммерческой организации «Центр поликультурного образования и многоязычия «МИР ПРОСВЕЩЕНИЯ».
10. "Формирование духовно-нравственных ценностей в образовательном пространстве Юга России: методология, стратегия, методики".

Докладчик:
Кирик Владимир Александрович – кандидат социологических наук, директор академии психологии и педагогики ЮФУ.
4.

Новый формат изучения проблемного поля молодёжной политики как основа формирования единой позиции в отношении патриотического воспитания в муниципальном пространстве города
1. Межведомственный подход служб администрации города по формированию единой экосистемы молодёжной политики.
2. Новые структуры, введённые в деятельность образовательных организаций (школы, ВУЗЫ) и их роль в повышении эффективной деятельности в работе с молодёжью, детскими объединениями в условиях трансформации гражданского общества.
3. Старт года педагога.
В конгресс-холле ДГТУ состоялась торжественная церемония открытия тематического года, посвященного людям, которые занимаются воспитанием и обучением подрастающего поколения.
4. Конкурс «Моя высота»
Во Дворце творчества детей и молодёжи состоялось мероприятие по формированию команд почетных наставников конкурса «Моя высота», направленного на выявление молодых перспективных кадров, способных войти в состав управленческой команды сферы образования.
5. Школа молодого педагога "Учитель для будущего!"
24-26 октября 2022 г. состоялась стратегическая сессия школы молодого педагога «Учитель для будущего» в рамках Международного методического онлайн проекта «Современное образование: теория, методика, практика».
6. Проведение городского молодежного форума «Наставник»
В рамках объявленного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Года педагога и наставника Администрацией города Ростова-на-Дону проводится городской молодежный форум «Наставник».
7. «Человек и Вселенная»
11 апреля 2023 года состоялся Международный телемост «Человек и Вселенная», посвященный Дню космонавтики. Участниками встречи были дети Ростова-на-Дону, регионов РФ и соотечественников Русских центров, проживающих за рубежом обучающихся в билингвальных школах.
8.Телемост Победы 2023.
При поддержке Общественной палаты третий год проводился «Телемост Победы 2023» в рамках международного культурно-просветительского сетевого проекта «Мир в диалоге культур».
Организатор проекта НКО «Центр поликультурного образования и многоязычия «Мир просвещения».
9. Открытие первичных отделений Российского движения детей и молодежи «Движение первых», как условие создания равной доступной интересной среды для развития и саморазвития молодежи по разным направлениям.
1. Межведомственный подход служб администрации города по формированию единой экосистемы молодёжной политики.
Участие проектной группы в информационной группе по вопросам молодежной политики, развития спорта, культуры, религии и межнациональных отношений позволило отследить межведомственное взаимодействие служб городской Администрации (Отдела по молодёжной политике, комитета по спорту, управления культуры, отдела по межнациональным вопросам, религии и казачеству).
Вышеперечисленные службы были представлены начальниками. В докладах были обозначены проблемы и пути разрешения их в части стратегии молодежной политики, патриотического воспитания молодежи в условиях многонационального города, формирования экосистемы молодежной политики на муниципальном уровне как гаранта стабильности.
Информационная группа по данной проблеме состоялась 16.02.2023 в Кировском районе с участием заместителя главы администрации района, жителей Кировского района и молодежной организации «Молодая гвардия Единой России». Информационная группа прошла в активном диалоге. Были внесены предложения со стороны участников молодежной организации, в частности создания просветительских платформ с активными технологиями.
2. Новые структуры, введённые в деятельность образовательных организаций (школы, ВУЗЫ) и их роль в повышении эффективной деятельности в работе с молодёжью, детскими объединениями в условиях трансформации гражданского общества.
26 декабря во Дворце творчества детей и молодежи состоялась встреча советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями с начальником управления образования города Викторией Чернышовой.

Должность советника директора по воспитанию впервые введена с 1 сентября 2022 года во всех образовательных учреждениях города в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ».

На встрече с начальником Управления образования советники представили краткие результаты своей работы в 1 полугодии этого учебного года, поделились предложениями по совершенствованию системы воспитания.

В свою очередь Виктория Чернышова рассказала о стратегических направлениях и проектах муниципальной системы образования, представила новый проект по формированию резерва управленческих кадров «Моя высота».

По итогам мероприятия принято решение регулярно проводить встречи советников директоров по воспитанию с руководителем Управления образования.

В процессе открытого диалога и представленного медиа-контента региональным координатором Чупровым М.Г. сформирован социальный и профессиональный портрет советника директора, модель работы советника по воспитанию и представлен проект «Навигаторы детства» как новая философия воспитания.
3. Социальное партнёрство, организованное партнёрской сетью: «Учитель – власть - молодежь», и их роль в повышении престижа наставничества и тьюторства, в вовлечении молодёжи в патриотическую активность, формировании единой экосистемы молодёжной политики для стабилизации гражданского общества в муниципальном пространстве города.
Старт года педагога .

В конгресс-холле ДГТУ состоялась торжественная церемония открытия тематического года, посвященного людям, которые занимаются воспитанием и обучением подрастающего поколения.

В мероприятии приняли участие глава Администрации города Алексей Логвиненко, министр общего и профессионального образования Ростовской области Андрей Фатеев, председатель городской Думы – глава города Зинаида Неярохина и представители педагогического и родительского сообществ Ростова.

В рамках торжественной части открытия Года педагога и наставника 5 выдающимся ростовчанам были вручены сертификаты «Почетный наставник» проекта «Моя высота»:
- Сергею Бондаренко, председателю ассоциации «Совет директоров предприятий и организаций города Ростова-на-Дону»;
- Александру Верченко, руководителю Отдела религиозного образования Ростовской-на-Дону епархии;
- Бесариону Месхи, депутату Законодательного Собрания Ростовской области, ректору Донского государственного технического университета;
- Ларисе Тутовой, депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ, члену комитета Государственной Думы по просвещению;
- Михаилу Чернышеву, председателю Общественной палаты города Ростова-на-Дону.

- Впереди нас ждет насыщенный год. Это открытие новых школ и детских садов, старт интересных проектов и акций, конкурсы и мастер-классы, а также решения, которые и материально, и морально поддержат педагогическое сообщество! Итоги года будут подведены в декабре на главном мероприятии – церемонии награждения победителей образовательных проектов «Триумф-2023»! - сказал в завершение Алексей Логвиненко.
В мероприятии приняли участие Валентина Бут, член Общественной палаты города Ростова-на-Дону, руководитель проектной группы «Духовно-нравственное, патриотическое воспитание, поддержка и развитие молодежных инициатив как основа муниципальной политики стабильности», Татьяна Балашова, эксперт Общественной палаты города Ростова-на-Дону, директор МБОУ «Гимназия № 118».
Конкурс «Моя высота».

Во Дворце творчества детей и молодёжи состоялось мероприятие по формированию команд почетных наставников конкурса «Моя высота», направленного на выявление молодых перспективных кадров, способных войти в состав управленческой команды сферы образования.

Наставниками стали Депутат Государственной Думы РФ Лариса Тутова, председатель Общественной палаты города Ростова-на-Дону Михаил Чернышев, ректор ДГТУ Бесарион Месхи, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Александр Верченко, председатель Ассоциации Совета директоров предприятий и организаций города Сергей Бондаренко.

Наставники выбрали в свои команды по четыре участника. С командами ведут проектную подготовку опытные практики, тьюторы, тренеры интерактивных технологий.

Итоги конкурса будут подведены в декабре 2023 года.
Победители получат Грант на обучение в Сколково, а также будут включены в Резерв управленческих кадров сферы образования.
Школа молодого педагога «Учитель для будущего!».

24-26 октября 2022 г. состоялась стратегическая сессия школы молодого педагога «Учитель для будущего» в рамках Международного методического онлайн проекта «Современное образование: теория, методика, практика».

Мероприятие состоялось в зале на платформе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа 53 имени Б. Н. Слюсаря» (школа языковой культуры).

Формат проведения (смешанный): офлайн+онлайн, форма - информационно дискуссионная платформа с активными обучающими элементами: мастер-классы, лекции спикеров, технологии, инструментарий, рефлексия открытого оценочного листа.

Мероприятие организовано Автономной некоммерческой организацией «Центр поликультурного образования и многоязычия «Мир просвещения» (г. Ростов-на-Дону. Россия) при поддержке содействии Общественного совета Партпроекта «Новая школа» в Ростовской Области.
Участниками мероприятия стали представители образовательных организаций: молодые учителя, участники конкурсов форсайт-проектов, руководители образовательных организаций, наставники, тьюторы, лучшие ученые ВУЗов (ДГТУ, Педагогического института им. Чехова (г. Таганрог, филиал РГЭУ РИНХ), представители Общественной палаты г. Ростова-на-Дону, депутаты, ВУЗы Москвы.

В работе «школы» приняли участие Субъекты РФ, страны СНГ: Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Беларусь, другие страны: Германия, Испания, Египет, Индия.

Всего 359 участников.

Главная цель сессии Школы молодого педагога «Учитель для Будущего» - выстраивание системы наставничества и концентрация успешных педагогических практик, трансляция опыта, оказание профессиональной поддержки, эффективное применение педагогических приемов, подходов к обучению и воспитанию.
С приветственным словом к участникам обратились
Тутова Лариса Николаевна, депутат Государственной Думы, координатор регионального Общественного совета Партпроекта «Новая школа»,
Нечушкин Александр Юрьевич, депутат законодательного собрания Ростовской Области. Бут Валентина Федоровна, кандидат педагогических наук, заслуженный Учитель РФ, рассказала о роли и системе наставничества в становлении учителя, его миссии, гражданской позиции,
а также провела мастер-класс, используя активную технологию:
«Зеркало прогрессивных преобразований: эффективный учитель - успешный ученик в условиях изменений».

Наставниками Ростовской платформы 24.10 в первый день стали спикеры:
Усенко Светлана Сергеевна, заместитель директора МАОУ «Школа 53 имени Б. Н. Слюсаря», руководитель сетевого взаимодействия АНО «Центр поликультурного образования и многоязычия «МИР ПРОСВЕЩЕНИЯ», победитель и лауреат федеральных профессиональных и общественных конкурсов.
Тихоноветская Инга Петровна, учитель-методист ГУО средняя школа 111 г. Минск, Беларусь, магистрант ИФТИС МПГУ.

Вьюн Наталья Дмитриевна, специалист методологии и перспективной дидактики МПГУ, г. Москва.

Модераторы мастер-классов - учителя школы 53 - школы языковой культуры (г. Ростов-на-Дону, Россия): Мителько Нелли Викторовна, Монид Елена Борисовна, Блажко Наталья Сергеевна, Бондаренко Елена Николаевна, Усенко Светлана Сергеевна, руководитель Дударь Карина Юрьевна.

Бут Валентина Федоровна, член общественной палаты г. Ростов-на-Дону, кандидат педагогических наук, заслуженный Учитель Российской Федерации, провела мастер-класс для молодых педагогов, участников международной школы молодого педагога «Учитель для будущего» по теме: «Педагогические технологии под смыслы: «Зеркало прогрессивных Преобразований»».
25-26.10 продолжилась работа школы молодого педагога «Учитель для будущего» в рамках международного методического онлайн проекта «Современное образование: теория, методика, практика».
На дискуссионных площадках были обсуждены вопросы по группам проблем:

· Медиаграмотность в образовании.

· Цифровая трансформация как в деятельности педагога, так и в процессе деятельности ученика, родителя.

Актуальные вопросы современного образования нашли интересное отражение в выступлениях зарубежных спикеров:
«Русские сказки на уроках развития речи». Спикер из Индии
«Умение читать картины»... Спикеры: Россия, Испания (русская школа «Радуга»).
«Пишем эссе на трех языках: русский, английский, казахский» - спикер из Казахстана, тренер курсов русистов стран СНГ.

Вывод
Новый формат обсуждения вопросов в открытом доступе рефлексии оценочного листа предопределил актуальность и необходимость трибуны опыта именно таких сессий школы молодых педагогов с концентрацией продуктивных ресурсов в кейс «Учитель для будущего».
По результатам работы Школы «Учитель для будущего» создан кейс - ресурс авторов: материалы выступлений, разработки уроков, методики с инструментарием, технологии, мастер-классы, записи деятельности трех дней, отдельные записи спикеров, фотоссесия.

Проведение городского молодежного форума "Наставник".

В рамках объявленного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Года педагога и наставника Администрацией города Ростова-на-Дону проводится городской молодежный форум «Наставник».
В рамках Форума запланировано проведение лекций от специалистов городских, областных организаций и предприятий на тему трудоустройства молодежи и социальной адаптации, командная молодежная игра «Адреналин» и др.

Также в рамках «Форума» планируется закрепление «Наставников» из числа молодежных лидеров города, по принципу «Равный равному», за группой участников для дальнейшей социальной интеграции молодежи с последующими регулярными встречами и взаимодействием.

По итогу проведения первой части Форума, в целях профориентации и мотивации участников запланированы экскурсии на ведущие предприятия города Ростова-на-Дону с целью расширения кругозора и профориентации молодежи. Для эффективной проработки и организации экскурсий в мероприятии примет участие 150 трудных подростков.
Экскурсии запланированы на машиностроительный завод «Бонум», ГК «Ростсельмаш» и «ТМХ-Электротех».

На встрече принимали участие заместитель главы Администрации города Ростова-на-Дону по социальным вопросам Е.Н.Кожухова и председатель Общественной палаты города Ростова-на-Дону М.А. Чернышев.
4. Историческая параллель. Новые векторы и смыслы исторического просвещения патриотического воспитания в проектах: телемост Победы (2022 - 2023) и телемост «Человек и вселенная» как основа единых патриотических ценностей.
11 апреля 2023 года состоялся Международный телемост «Человек и Вселенная», посвященный Дню космонавтики. Участниками встречи были дети Ростова-на-Дону, регионов РФ и соотечественников Русских центров, проживающих за рубежом обучающихся в билингвальных школах.
Авдеев Сергей Васильевич и Лазуткин Алексей Иванович, космонавты, герои России, провели телемост с участниками пяти платформ.
Лазуткин Алексей Иванович вел телемост с площадки Военно-сибирского центра по подготовке специалистов современной связи СВО.
С площадки Саратовского Народного музея имени Ю.А.Гагарина телемост вёл космонавт Авдеев Сергей Васильевич.


Участники остальных трех площадок представлены были студентами ДГТУ и учащимися школ Ростов-на-Дону школа № 53, Луганска - школа № 5, Саратова - школа № 2.
Телемост стал для всех участников интеллектуально- просветительской патриотической платформой.

Участники узнали от Героев космоса,
что дает космос нашей стране и для чего нужна длительная деятельность космонавтов.

При поддержке Общественной палаты города Ростова-на-Дону, АНО «Центр поликультурного образования и многоязычия, «Мир просвещения» г.Ростова-на-Дону, Всероссийского проекта «Моя страна, моя Россия», Госпоркорации «Космос», Федерального проекта «Новая школа», Международного методического совета по многоязычию и Межкультурной коммуникации (Германия) состоялся этот интересный проект.
Проект поддержали такие страны, как Корея, Венгрия, Германия, Болгария, Камерун, Китай.
При поддержке Общественной палаты третий год проводился «Телемост Победы 2023» в рамках международного культурно-просветительского сетевого проекта «j t-Мир в диалоге культур».
Организатор проекта НКО «Центр поликультурного образования и многоязычия «Мир просвещения».

5 и 6 мая в рамках этого проекта состоялись два мероприятия:
5 Мая – «Внуки маршалов Победы. Воспоминания»;

6 мая - «От героев былых времен... воспоминания».

Участниками мероприятий этих дней стали учащиеся школы №53 (школа языковой культуры) имени Б. Н. Слюсаря г. Ростова на Дону, школы-партнеры городов России: Москва, Новочеркасск, Иваново, Ростов, Луганск, Алтайский край, Саратовская область, Дагестан. Представители русских центров, билингвальных школ за рубежом: Корея, Амман, Будапешт, Русская школа «Знание" Лондон, Германия Гамбург, Сирия.
Участников проекта приветствовала Тутова Лариса Николаевна - депутат Государственной Думы РФ, Бут Валентина Федоровна - член Общественной палаты города Ростова-на-Дону.

В ходе мероприятий прошли встречи с родственниками маршалов Победы: Н.И.Коневой, дочерью Маршала Конева Ивана Степановича; Н.В.Чуйковым, внуком маршала Василия Ивановича Чуйкова. В телефонном режиме участников поздравил внук Николая Федоровича Ватутина - Ватутин А. Б.

Вторая встреча состоялась с участниками ВОВ, победителями, ветеранами разных фронтов, армий, которые слаженно защищали Родину, скромно рассказали о себе и о друзьях, живых и о тех, кого нет.
Их завет – помнить и не допустить ада Войны, хранить память и сохранять историю.
Работа участников была эмоционально-патриотической, дети и взрослые выразили признательность старшему поколению, внукам маршалов победы, подарили песню «Пусть всегда будет солнце».
Сирийский мальчик читал стихи, дети Дагестана с участником ВОВ приветствовали всех участников.

5. Открытие первичных отделений Российского движения детей и молодежи «Движение первых», как условие создания равной доступной интересной среды для развития и саморазвития молодежи по разным направлениям.
14.02.2023 в МБОУ «Школа № 65» состоялось открытие первичного Отделения РДДМ (Российское движение детей и молодёжи) «Движение Первых». Семь инициативных групп школьников вышли с предложением в адрес директора школы и советника помощника директора по воспитательной работе и по связи с молодежными организациями о создании первичного отделения в школе.

Семь слов–ценностей звучали у участников: патриот, любить Родину, историческая правда, уважение друг к другу, уважение к многонациональному народу, сохранению и развитие Российской культуры, помощь слабым.

Ученики школы вживую исполнили все три куплета гимна.

Проект РДДМ «Движение Первых» подкреплен федеральным законом от 14.07.2022 № 261.

Проведенные мероприятия и исследования позволяют сделать следующие выводы:
По результатам круглого стола была принята резолюция участников как программный документ. Участники круглого стола:

Обратили внимание на формат обсуждения в форме дискуссии, открытого диалога, что позволило сформировать единую коллективную позицию в отношении патриотического воспитания и патриотизма, а также гражданского воспитания социально ответственной личности в условиях повышения роли и статуса России в мире как стержневой духовной составляющей стратегического приоритета молодежной политики в условиях трансформации гражданского общества.

Определились в основополагающих смыслообразующих принципах и понятиях «патриотизм», «патриотическое воспитание»:

- «У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея», - В.В. Путин.

В XXI веке Патриотизм выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и Государства. Он призывает всех граждан объединиться, чтобы достичь общей цели, сделать все возможное для становления экономически мощной и политически стабильной державы.

- Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей и молодежи чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите. Оно должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Отметили консолидацию творчески-перспективного, практико-ориентированного, научного ресурса, ресурса муниципальной власти, общественных деятелей, депутатов, НКО, объединенных единой идеей, с предложенными механизмами взаимодействия по разрешению групп проблем, связанных с патриотическим воспитанием, внедрением в систему методик военно-патриотического воспитания, социальных проектов.

Участники «круглого стола» внесли предложение считать актуальным и целесообразным продолжать совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества по укреплению межведомственного подхода к патриотическому воспитанию новых поколений граждан.

Результатом должна стать сформированная экосистема молодежной политики на муниципальном уровне как залог стабильности и развития.
Продуктом является Навигатор, как ресурс акторов.

Навигатор
организационных, методических и научно-методологических ресурсов для руководителей образовательных организаций, органов, осуществляющих управление в сфере образования.
Социологическое исследование, проведенное в целях определения актуальности вопросов патриотизма в системе ценностной ориентации подростков и молодежи (январь-февраль 2023 г.).
Отчет по результатам социологического исследования.
Вопросы анкеты

Круглый стол по проблеме «Патриотическое воспитание новых поколений граждан как стратегический приоритет в условиях трансформации гражданского общества»
Запись "Круглого стола".
Программа "Круглого стола"
Резолюция по итогам круглого стола
Презентации выступающих круглого стола

Телемост Победы - 2023
Телемост Победы - 2023
День 1
Телемост Победы - 2023
День 2
Программа телемоста

Телемост человек и вселенная
Наставничество
Международная «Школа молодого педагога»
Программа школы молодого педагога
Сессия «Школа молодого педагога»

Проект: Казачья сотня ЮФУ
О проекте
Правительство Ростовской области и ЮФУ подписали дорожную карту совместных мероприятий по развитию казачества
Презентация проекта

Проекты: Российское
Движение детей и молодежи и юные друзья пограничников
Отчет по первому съезду РДДМ
«Отряд юных пограничников» пополнился новыми участниками
Фоторепортаж из Самбека
Реестр ДМО
Сценарий открытия ячейки РДДМ в школе

Благодарности
Благодарим за участие, содействие, консультации, приглашения на мероприятия с целью изучения вопросов:

Кожухову Елену Николаевну, заместителя главы Администрации города Ростова-на-Дону по социальным вопросам;

Чернышову Викторию Анатольевну, начальника Управления Образования города Ростова-на-Дону;

Ленецкую Людмилу Андреевну, заместителя начальника Управления Образования города Ростова-на-Дону;

Бганцева Андрея Николаевича, начальника отдела по молодежной политике Администрации города Ростова-на-Дону;

Браславского Дениса Александровича, начальника Комитета по спорту Администрации города;

Акинину Юлию Витальевну, председателя комитета по межнациональным вопросам, религии и казачеству Администрации города Ростова-на-Дону;

Пилявскую Яну Мурадовну, начальника Управления культуры города Ростова-на-Дону;

Паремузова Никиту Артемовича, депутата Ростовской-на-Дону городской Думы, председателя комиссии по молодежи, физической культуре, спорту и туризму;

Исакову Юлию Игоревну, декана "Юридический факультет ДГТУ", к.ю.н., доктора соц.наук, доцента, председатель комиссии по образованию и культуре Ростовской-на-Дону городской Думы;

ВУЗЫ, кафедры ВУЗов:

Альбекова Адама Умаровича, члена Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, сопредседателя регионального штаба ОНФ в Ростовской области, президента РГЭУ (РИНХ), председателя комиссии по социальным вопросам Общественной палаты города Ростова-на-Дону, заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н., профессора;

Макаренко Елену Николаевну, ректора РГЭУ (РИНХ), д.э.н.;

Кирика Владимира Александровича, директора академии психологии и педагогики ЮФУ

Асланова Якова Андреевича, проректора по воспитательной работе и реализации молодежных программ ЮФУ, канд.соц.наук.

Спикеров-докладчиков круглого стола:

Бганцева Андрея Николаевича, начальника отдела по молодежной политике Администрации города Ростова-на-Дону;

Исакову Юлию Игоревну, декана "Юридический факультет ДГТУ", к.ю.н., доктора соц.наук, доцента, председателя комиссии по образованию и культуре Ростовской-на-Дону городской Думы;

Чупрова Михаила Георгиевича, методиста Дворца творчества детей и молодежи, регионального координатора советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими объединениями, регионального координатора проекта «Навигатор детства»;

Ермакова Заури Тариэлевича, директора МБОУ «Лицей № 51 имени Б.В. Капустина», победителя конкурса «Искусство воспитания», руководителя проекта для молодых учителей «Парк будущего»;

Ковалеву Анастасию Валерьевну, старшего преподавателя кафедры "Уголовное право и публично-правовые дисциплины" ДГТУ;

Кузнецова Николая Геннадьевича, научного руководителя РГЭУ (РИНХ), доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ;

Антонова Валерия Владиславовича, почётного работника общего образования РФ, методиста Информационно-методического центра образования города Ростова-на-Дону.

Панасенко Ирину Михайловну, доцента Академии психологии и педагогики ЮФУ, координатора по взаимодействию с образовательными учреждениями, реализующими казачий компонент, куратора Казачьей Сотни ЮФУ, кандидата социологических наук.

Игнатова Сергея Николаевича, руководителя центра патриотического воспитания и подготовки юнармейцев МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи», начальника штаба местного отделения ВВПОД «Юная армия» города Ростова-на-Дону, регионального представителя военно-патриотического центра «Вымпел» в Ростовской области, подполковника запаса.

Усенко Александра Николаевича, заместителя декана факультета «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии» ДГТУ, кандидата исторических наук, доцента кафедры «История и культурология», исполнительного директора автономной некоммерческой организации «Центр поликультурного образования и многоязычия «МИР ПРОСВЕЩЕНИЯ».

Кирика Владимира Александровича, директора академии психологии и педагогики ЮФУ

За участие в открытом диалоге круглого стола:

Чернышову Викторию Анатольевну, начальника Управления образования города Ростова-на-Дону.

Ветрова Игоря Юрьевича, председателя совета отцов города Ростова-на-Дону.

Ветренко Андрея Юрьевича, председателя ТОС-2 Советского района, подполковника запаса.

Фудимова Владимира Викторовича, директора МБУ СШОР № 2, кандидата педагогических наук, заслуженного работника физической культуры Российской Федерации, президента Федерации спортивной гимнастики Ростовской области.

Благодарим руководителей образовательных организаций за предоставление возможности провести социологические исследования по проблеме патриотического воспитания (анкетирование учителей, родителей, обучающихся):
Школы: 90, 83, 80, 53, 75, 16, 21, 22, 60, 117, 92, 55

Лицеи: 20, 13, 14 (экономический), 33

Гимназии: 118, 25, 12, 34


За организацию районных платформ для открытого онлайн–доступа к участию в круглом столе:

Начальников отделов образования:

Давыдову Ирину Георгиевну, Аборневу Раису Александровну, Воронцову Антонину Ивановну, Микову Ирину Юрьевну, Назарчук Ольгу Александровну, Захарову Лилию Геннадьевну, Игнатенко Сергея Сергеевича, Садчикову Ольгу Леонтьевну.

Директоров онлайн-платформ:

Школы № 99, № 80, № 81, № 21, № 78, № 87

Лицеи № 13, № 14 (экономический)

ЦД ОД Октябрьского района


Руководителей, осуществляющих экспертизу в формате «открытого микрофона»:
Балашову Татьяну Сергеевну, МБОУ «Гимназия № 118», директора;

Чернышеву Галину Анатольевну, МАОУ «Лицей экономический № 14», директора, кандидата соцнаук;

Гокжаева Бориса Михайловича, секретаря Общественной палаты города Ростова-на-Дону, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса МИД России в отставке.

Отдельную благодарность выражаем педагогической, родительской общественности, обучающимся школ, принявшим участие в социологических исследованиях, круглом столе!


Состав проектной группы
  • Бут Валентина Федоровна
    Руководитель проектной группы
    член Общественной палаты города Ростова-на-Дону третьего созыва, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации, член Общественного совета при Управлении образования, член Общественного совета по независимой оценке качества при Администрации города Ростова-на-Дону.
  • Епископ Таганрогский Артемий
    викарий Ростовской-на-Дону епархии, член Общественной палаты города Ростова-на-Дону
  • Чернышева Галина Анатольевна
    директор МАОУ «Лицей Экономический № 14», эксперт Общественной палаты города Ростова-на-Дону, кандидат социологических наук, почетный работник общего образования Российской Федерации.
  • Балашова Татьяна Сергеевна
    директор МБОУ «Гимназия № 118», эксперт Общественной палаты города Ростова-на-Дону, Отличник народного просвещения.
  • Мисник Николай Анатольевич
    генеральный директор ООО «РЭАЦ «Эксперт», член общественной палаты города Ростова-на-Дону, председатель совета отцов Ленинского района города Ростова-на-Дону
июль 2023 года

город Ростов-на-Дону