Общественная палата города Ростова-на-дону второго созыва
Доклад проектной группы:
"Адаптация учебного процесса в условиях коронавирусной инфекции"
На повестке дня основной вопрос, стоящий перед сферой образования в период пандемии коронавируса – формат (концепт) образования и, как следствие, необходимость внедрения дистанционного обучения, а также возникшие в этой связи вопросы реализации технологий онлайн образования, как на уровне технического обеспечения процесса, так и на уровне подготовки преподавательского состава работать в резко изменившихся условиях, а так же адаптации учащихся образовательных организаций и их родителей к новым условиям.

С целью обобщить и осмыслить опыт системы образования города Ростова-на-Дону в условиях пандемии на основании Решения Общественной палаты города Ростова-на-Дону №4.6 от 29 октября 2021 г. в рамках гражданской инициативы была создана проектная группа: «Адаптация учебного процесса в условиях коронавирусной инфекции».
Состав проектной группы
  • Голубева Марина Олеговна
    руководитель проектной группы, член общественной палаты, генеральный директор Гимназии «Донского академического развития».
  • Бут Валентина Федоровна
    член Общественной палаты, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации.
  • Балахнин Юрий Викторович
    член Общественной палаты, руководитель Центра развития общественных коммуникаций ДГТУ.
  • Кулинченко Пётр Викторович
    директор МАОУ «Гимназия № 76», кандидат социологических наук, эксперт Общественной палаты г. Ростова-на-Дону.
  • Мисник Николай Анатольевич
    член Общественной палаты, учредитель АНО ДПО «Учебный центр «Эксперт».
Цель деятельности экспертной группы – консолидация творчески-перспективного межведомственного ресурса в муниципальном и частном образовании города в целях формирования продуктивной открытой Экосистемы взаимодействия в условиях адаптации как новых норм деятельности и организации учебного процесса в рамках Гражданской инициативы.
Для реализации поставленной цели были проведены следующие мероприятия:
1.

Социологическое исследование на тему «Оценка удовлетворенности качеством онлайн-обучения в средней школе», состоявшееся в январе-марте 2021 г.
В опросе приняли участие:
40
средних школ г. Ростова-на-Дону
1381
учитель
3339
учащихся 9-11 классов
4149
родителей учащихся
2.

Круглый стол по проблеме «Адаптация образовательной организации к условиям пандемии»
Мероприятие прошло 27 апреля 2021 г. на площадке Общественной платы г. Ростова-на-Дону.
Цель мероприятия – обсудить итоги социологического исследования и заявить инициативу в условиях коронавирусной инфекции «Новая школа – как новая экосистема в условиях изменений».


3.

Защита выпускных проектов руководителями 20 образовательных организаций г Ростова-на-Дону по программе «Стратегия новой школы: Управление цифровой трансформацией»
Мероприятие прошло 9 июня 2021 г. на базе «Южный Университет (ИУБиП)» в рамках Реализации проекта: «Цифровая трансформация в муниципальной системе образования с механизмами адаптации» в контексте Гражданской инициативы.
Цель – обобщить успешный опыт и сделать его доступным для руководителей образовательных организаций региона, которые в условиях коронавирусной инфекции ищут и эффективно применяют педагогические приемы и подходы в обучении и воспитании с помощью дистанционных форм.
Сконцентрированные в результате мероприятия успешные педагогические практики являются ресурсом распространения профессионального опыта, оказания профессиональной поддержки педагогическим работникам.

4.

Экспертные доклады Альбекова А.У., Голубевой М.О. на стратегической сессии в городской Думе г. Ростова-на-Дону
Доклады по выработке предложений в Народную программу партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по развитию образования, а также ходу реализации национального проекта «Образование» в городе.
Целью докладов было осветить деятельность частных и муниципальных учебных заведений города Ростова-на-Дону, реализующих программы дошкольного и школьного образования, проанализировать систему питания в муниципальных учреждениях в условиях пандемии и необходимости реализации образовательных программ в дистанционной форме полностью или частично.
Раскрыта роль частных учебных заведений города в муниципальной системе образования при реализации национального проекта «Образование».

5.

Представление Ростовской платформы «Стратегия «Новой школы»: управление цифровой трансформацией»
В рамках Международного педагогического онлайн-проекта «Современное образование: теория, методика, практика Педагогического марафона – 2021» была представлена Ростовская платформа «Стратегия «Новой школы»: управление цифровой трансформацией» в условиях изменений, в рамках реализации Гражданской инициативы проектно-экспертной группы по проблеме «Адаптация образовательной организации в условиях пандемии».

Мероприятие прошло в онлайн-формате 17 августа 2021 г.
Спикер: Бут Валентина Федоровна, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, член Общественной палаты II-го созыва г. Ростова-на-Дону, модератор - спикер - координатор дискуссионной Площадки г. Ростова-на-Дону (г. Ростов-на-Дону, Россия)

Цель обсуждаемых проблем Ростовской платформы в рамках международного методического онлайн-проекта «Педагогический марафон – 2021» - концентрация успешных педагогических практик, как ресурса распространения профессионального опыта, оказание профессиональной поддержки педагогическим работникам, которые в условиях коронавирусной инфекции применяют педагогические приемы и подходы в обучении и воспитании с помощью дистанционных технологий.

Информационно-дискуссионная платформа объединила спикеров высокопрофессионального социального круга, способного работать в новом формате демонстрации информационного материала как медиаконтента, который актуален к внедрению в деятельность общеобразовательных организаций муниципального, регионального и федерально уровней.
Результаты социологического исследования на тему: "Удовлетворенность качеством онлайн обучения в средней школе"
В 2020 году мир столкнулся с новой реальностью – тяжелым вирусным заболеванием COVID-19.
Результатом этого столкновения стало повсеместное введение режима самоизоляции, установление масочного режима, резкий рост числа заболеваний с летальным исходом. Правительства всех государств были вынуждены проводить политику сокращения социальных контактов. Те же из них, которые в силу необходимости соблюдались, протекали в формате так называемого социального дистанцирования. Пострадавшими оказались все социальные сферы, поскольку в основе социальных практик не мыслился иной режим сосуществования, кроме непосредственного взаимодействия между социальными факторами. Дистанционные формы передачи информации: телефон и телеграф – с начала прошлого века, социальные сети и телекоммуникационные технологии – в последние годы, облегчили человечеству коммуникативные возможности. Но всё же большая часть интеракций осуществлялась в прямых контактах. Однако реальность жизни в условиях пандемии сделала их или нежелательными, или запрещенными. Людям пришлось учиться жить и работать иначе, находя новые ресурсы для социальной жизни в виртуально-дистанционной среде.

Образование оказалось в числе тех социальных институтов, за судьбу которого были наиболее сильные опасения. Отчасти эти опасения подтвердились. В обществе практически сразу обнаружилась оппозиция дистанционному обучению. Понимая, что самоизоляция – мера вынужденная, обучающиеся и их родители были готовы к обучению в режиме онлайн, но только временно, не соглашаясь с потенциальными перспективами постоянной учебы на дистанции. Но самые худшие переживания оказались беспочвенными. Как вынужденная замена очной форме обучения онлайн-модель показала свою состоятельность, хоть и не в полной мере, но всё же решив задачу сохранения дееспособности российской системы образования.

Данный вывод подкрепляется проведенным автором социологическим опросом на тему "Оценка удовлетворенности качеством онлайн обучения в средней школе", который состоялся в январе-марте 2021 года. В выборочную совокупность были включены такие группы респондентов как учителя средних школ (1381 респондент), учащиеся 9-11 классов (3339 респондентов) и родители учащихся (4149 респондентов). Исследование проводилось в сорока средних школах города Ростов-на-Дону.

Цель исследования состояла в том, чтобы определить способность средней школы обеспечивать качественное образование в условиях применения дистанционных образовательных технологий.

Задачи в группе "учителя":

1) определить потенциал онлайн обучения развивать разные виды способностей детей;

2) выявить барьеры, препятствующие онлайн обучению обеспечивать качественное образование;
Задачи в группе "родители":

3) определить удовлетворенность родителей онлайн обучением их детей;

4) показать факторы, влияющие на характер удовлетворенности родителей онлайн обучением их детей;
Задачи в группе "школьники":

5) определить удовлетворенность школьников обучением в режиме онлайн;

6) показать факторы, влияющие на характер удовлетворенности школьников в режиме онлайн;
Анализ данных в группе "учителя".
Центральный вопрос исследования – прямое отношение учителей к онлайн обучению.
Как вы относитесь к онлайн обучению?
Нетрудно заметить, что почти половина опрошенных учителей считают формат онлайн неэффективным, у более чем пятой части в виде ведущего ощущения он вызвал неприятие, десятая часть указала на нехватку компетенций при работе на дистанции и менее четверти оказались убежденными в том, что онлайн обучение способствует повышению качества образовательного процесса.

Вопрос качества образования в действительности является самым главным. Можно сколько угодно говорить об удобстве или неудобстве режима работы и учебы на дистанции, но образование таким образом оценивать было бы неправильно. Образование – это общественное благо. Общество не может быть индифферентным к тому, какой уровень образованности будет у школьников. Пройдет несколько лет, и они перейдут на новый, университетский уровень, где будут предъявляться высокие требования к их интеллектуальным, когнитивным и иным способностям. Поэтому качество образования нужно оценивать в первую очередь по тому, содействует ли оно развитию школьников, выводит ли оно их на новый уровень личностного развития, позволит ли оно им в полной мере овладеть теми компетенциями, которые в федеральных государственных стандартах определены для студентов высших учебных заведений.

В этом контексте было бы очень важно посмотреть на то, как онлайн обучение с точки зрения включенных в эту форму образования учителей содействует развитию школьников.

Способствует ли онлайн обучение в школе развитию когнитивных способностей у детей?
Согласно данным, представленным в данной таблице, можно заметить, что для учителей крайние позиции не свойственны.
Количество резко положительно настроенных в пользу онлайн обучения (9,3%) уступает численности настроенных резко отрицательно (17,1%). Однако эту разницу едва ли можно считать существенной.
Полагаем, что приведенные результаты вполне сообразуются со здравым смыслом. Обучение в аудитории дает учителю значительно больше возможностей в плане воздействия на интеллектуальное развитие детей. Отсюда столь незначительное число безусловных сторонников онлайн обучения. Но, при всех его недостатках, мы не можем считать онлайн обучение совсем бесполезной формой образования.
Данный вывод хорошо отражается на средних значениях: почти половина учителей пришла к выводу, что онлайн обучение "скорее не желательно" (41,8%), чем "желательно" (24,2%) для развития когнитивных способностей школьников. Ещё одним важным аспектом развития школьников, содействие которому в социуме ждут от школы, является развитие коммуникативных способностей. Он также получил свое измерение в нашем исследовании.

Способствует ли онлайн обучение в школе развитию коммуникативных навыков у детей.
Результаты, полученные по изучению развития коммуникативных способностей, свидетельствуют далеко не в пользу онлайн обучения.
В значительной степени они были очевидны до исследования, и их ожидаемость в полной мере подтвердилась. Лишь незначительный процент учителей (около пятой части от всех попавших в выборку) нашли возможности развивать коммуникативные способности в дистанционном формате. 75,3% процента убеждены в обратном, т.к., по их мнению, онлайн обучение не содержит ресурсов для развития коммуникативных способностей школьников.
Эти выводы укладываются в общий лейтмотив, давно звучащий в отношении современного поколения детей, которые реальное общение предпочитают общению в социальных сетях. Сейчас дети в меньшей степени, чем ещё десятилетие назад, занимаются физическими упражнениями, меньше читают, значительно реже общаются со своими сверстниками. В итоге, они не приобретают навыки решения конфликтных ситуаций, не способны к поддержке долговременных отношений, не умеют публично вербализировать свои мысли и т.п.
Показательным выступает один из вопросов анкеты, в котором мы попросили учителей оценить качество получаемых результатов образовательной деятельности в условиях онлайн-обучения.
Представленные в таблице результаты свидетельствуют о существенном разрыве в отрицательном и положительном отношении учителей в оценках возможностей онлайн обучения обеспечивать качество образовательных результатов.
И, тем не менее, указанные процентные соотношения не могут быть интерпретированы однозначно как приговор онлайн обучению. Дело в другом. В том, что учителя дают более качественный результат, когда работают в школьных аудиториях, а не за компьютером в виртуальной среде.
Сопряжение стажа работы учителей и удовлетворенности качеством образовательных результатов в дистанционном режиме:
Разрыв в отрицательных оценках несколько сглаживается, если сделать сопряжение вопроса о качестве, с вопросом о педагогическом стаже. Это актуально в связи с тем, что в социуме есть устойчивое мнение, что учителя более молодого возраста лучше приспособлены к работе в режиме онлайн.
Сопряжение двух вопросов показало, что молодые учителя несколько лучше оценивают качество своей работы в режиме онлайн. Однако нельзя не признать, что выявленная корреляционная зависимость от стажа работы не имеет существенного значения. В целом, негативные оценки преобладают и в группе молодых учителей.
В свете выявленных результатов и зависимостей актуальное значение приобретает оценка тех трудностей, которые по мнению учителей мешают достижению нужного качества. На это был направлен один из вопросов нашей анкеты.

С какими трудностями вы столкнулись при подготовке и проведении уроков в дистанционном формате?
По релевантности наибольший объем затруднений вызвали проблемы технического характера и организация контроля над детьми в процессе образовательной деятельности.
Меньше всего от перехода на новый формат пострадало "планирование содержания урока", но, надо полагать, учителя не сильно задумывались над тем, какие необходимы методические изменения для работы в дистанционном режиме. Отсюда и отсутствие актуализации проблем в обозначенном качестве.
Хотя, очень важно отметить, что методически урок на дистанте должен выстраиваться совершенно по-другому, чем в аудитории. Некоторая индифферентность учителей в этом вопросе вызвана либо непониманием важности переобучения, либо убежденностью, что работа в режиме онлайн скоро закончится, а значит не следует тратить усилия на овладение новыми технологиями.
Анализ данных в группе "родители".
Позиция учителей во многом согласовывается с позицией родителей в оценках проблем, порождаемых дистанционным образованием. Представление мнений начнем с характеристики степени удовлетворенности.
Удовлетворены ли в целом процессом обучения Вашего ребенка в дистанционном режиме?
Степень удовлетворенности можно констатировать умеренно низкой: 12.8% в категоричной форме, 18.8% в относительной высказались положительно, что в целом дает совокупность около трети респондентов. Им противостоит позиция из двух третей опрошенных, у которых от онлайн обучения осталось чувство неудовлетворенности.

Данную позицию считаем необходимым обосновать через другие вопросы анкеты, раскрыв причины, вследствие которых в общей массе родителей дистанционное образование не получило одобрения.

Родители нередко в суждениях ориентируются на социальное самочувствие своих детей, их готовность к определенного рода действиям, умению приспособиться к определенной ситуации. Отражает эти особенности родительской психологии вопрос об адаптации школьников к онлайн обучению.

Как ваш ребенок адаптировался к новым условиям обучения в дистанционном режиме?
Данные диаграммы свидетельствуют о том, что неспособность детей к адаптации к новым условиям если и может рассматриваться как причина, то наверняка не самая главная. Во всяком случае, родители в основе своей убеждены в том, что их дети процесс адаптации прошли более-менее успешно.
Данный вывод далее будет подкреплен оценочными суждениями самих школьников. В связи с этим, причины неудовлетворенности родителей в онлайн обучении будем искать в ином ракурсе. По мнению родителей, одна из причин лежит в плоскости мотивационной сферы учебной деятельности детей.

Как изменилась при переходе на дистанционное обучение учебная мотивация Вашего ребенка?
Нетрудно заметить, что различия на крайних полюсах оценочных суждений складываются из нескольких порядков: в пользу онлайн-обучения – 9%; против – 48,7%.
Важно также обратить внимание на артикуляцию со стороны родителей трудностей относительно обучения их детей в дистанционном режиме.


Какие трудности возникли у Вашего ребенка при дистанционной форме обучения?
Только 19,1% родителей, то есть менее пятой части от всей выборочной совокупности, выбрали вариант с отсутствием трудностей. И это не факт, что и для этой группы трудности реально отсутствовали.
Далеко не все родители настолько успешно выполняют свои функции, чтобы с должным вниманием относиться к вопросам обучения своих детей. Всё вышесказанное, безусловно, существенно в контексте расшифровки отсутствия удовлетворенности родителями дистанционным обучением.
Однако решающая роль в числе всех факторов, в том числе не названных по причине невозможности вместить весь материал в одно выступление, принадлежит оценке значения учителей, как субъектов образовательного процесса.

Насколько важным для обучения Вы считаете контакт с учителем в классе?

Представленные результаты дают ответы на все вопросы. Роль учителя в образовательном процессе признается ведущей.
Анализ данных в группе "школьники".
Другим опрашиваемым субъектом были школьники 9-11 классов. Их позиция во многом контрастна в сравнении с учительской и родительской. Для пояснения приведем несколько результатов.
Удовлетворены ли вы обучением в режиме онлайн?

Как видно, чуть больше половины всех опрошенных школьников удовлетворены обучением в режиме онлайн. Около половины респондентов из выборочной совокупности или не определились, или отнеслись отрицательно к дистанционному обучению.
Показатель удовлетворенности существенным образом превышает тот, который был получен при опросе учителей и родителей. В установленном контексте показательно, что, большинство школьников по своим внутренним ощущениям не испытывало затруднений на дистанте.

Какие трудности у Вас вызывают во время онлайн обучения дома?

Две трети школьников выбрали вариант "не испытывал никаких трудностей", указав в такой форме, что предпочитают домашнее обучение вместо классного.
Те же самые результаты получены и при установлении мотивации к обучению.

Проблемы с мотивацией.

Из ответов следует, что по самоощущениям школьников большинство обучающихся не испытывало проблем с мотивацией на овладение информацией в режиме онлайн.

Объяснить результаты, зафиксированные по школьникам можно только гипотетически.

Начнем с того, что школьники, в отличие от взрослых, являются той возрастной группой, для которой характерны такие признаки, как ценностная неустойчивость и неопределенность, несформированность социальных ожиданий, слабо выраженная способность к проективной и прогнозной деятельности. С этой позиции школьники, безусловно, в большей степени, чем взрослые, ориентированы на инструментальное удобство онлайн-обучения. Для большинства из них оно представляло что-то вроде внезапных каникул, слегка обремененных необходимостью изображать активную учебу. Между тем, негативные последствия, связанные с такими удобствами, ими на будущее не экстраполировались. Это объясняется слабой рефлективностью людей этого возраста на социальные характеристики своего развития, неумением четко оценить, каким объемом ресурсов необходимо располагать, чтобы достигать поставленные перед собой цели.

Однако одного этого объяснения недостаточно.
Мы попытались выделить корреляционные зависимости по разным группам школьников, дифференцированных разным уровнем мотивированности, заинтересованности, отношения к школьному образованию и т.п. И, что показательно, это не дало значимого результата. Некоторые различия были, но в пределах 3-4%, что не может считаться весомой корреляционной зависимостью. Полученные результаты были характерны для разных сегментов школьников: вовлеченных в образовательный процесс и равнодушных к нему, способных к самообразованию и обучающихся только под принуждением, дисциплинированных и пропускающих занятия. Ни один из перечисленных факторов не оказался значимым в распределении результатов этих вопросов.
В объяснение этого факта можно предположить, что некоторые интеллектуальные операции школьникам привычнее осуществлять через виртуальные средства коммуникации, т.к. они относятся к тому поколению, которое с раннего детства находилось в сетевом пространстве.
Едва ли из этого можно сделать далеко идущие выводы, особенно если перед образованием ставится цель обеспечить качественный результат, а не комфортную среду для обучения, но определенный разрыв в условиях восприятия информации между учениками и учителями очевиден.
Итоги социологического исследования
Проведенное исследование показало, что в настоящее время родители не готовы отказаться от очного образования, что учителя не могут обеспечить такое же качество обучения в режиме онлайн, как они это делают в очном формате. Говорить о переходе в электронное пространство на данном этапе развития социума преждевременно.

Данные выводы отчасти противоречат ценностным представлениям старших школьников. В целом, дистанционные технологии не вызвали у них отторжения. В то же время, позиция школьников должна выступить сигналом к тому, чтобы учителя в большей мере прислушивались к пожеланиям обучающихся. Уроки должны быть не только полезными, но и интересными, построенными с учетом способностей, возможностей, целевых ориентаций, возрастных характеристик школьников.

Ещё одним важным моментом, на который мы не можем не обратить внимание, является совпадение многих позиций между родителями и учителями. До пандемии, родители, нередко, выступали в роли главного источника критики школьного образования. Между тем, в ситуации социального дистанцирования у них появилась возможность примерить себя роль учителя. Неожиданно родители в лице учителей обрели союзников. Это важный позитивный итог текущего года, который можно использовать как ресурс в налаживании конструктивного сотрудничества между родителями и учителями.
И, наконец, главное.
Если в связи с угрозами безопасности жизни и здоровью вдруг опять возникнет необходимость перейти в дистанционный формат, то можно быть твердо уверенными, что современная школа вполне справится с поставленными перед ней задачами. Опыт для их решения уже обретен. Особенно, если эти задачи будут иметь временный, а не постоянный характер.
На круглый стол по итогам прикладного социологического исследования были вынесены следующие вопросы:
  • 1
    Дефициты и возможности современного учителя, создание единого практико-ориентированного, методического сетевого ресурса;
  • 2
    Программа психолого-педагогической адаптации работников образовательных организаций в условиях Пандемии. Проектирование технологической образовательной среды нового типа. Помощь в развитии и саморазвитии учителя, медиа-культура в условиях Пандемии.
  • 3
    Психологические последствия для участников образовательного процесса в условиях дистанционного режима, психологическое сопровождение обучающих программ;
  • 4
    Адаптация ребёнка к успешному функционированию в среде и способность к дальнейшему личностному, физическому, социальному, интеллектуальному развитию;
  • 5
    Инклюзивное образование в условиях COVID-19;
  • 6
    Медицинский аспект в организации учебно-воспитательного процесса в условиях пандемии COVID-19;
  • 7
    Цифровая трансформация школы, как адаптация в повышении эффективности образовательного процесса, успешность личности в новой Экосистеме;
  • 8
    Потребность в едином актуальном цифровом образовательном ресурсе, отвечающем требованиям действующего законодательства;
  • 9
    Школа новой содержательной технологической платформы, режим организации психологического сопровождения ребёнка в условиях дистанционного обучения;
  • 10
    Инфраструктура, дизайн, редизайн школьного пространства в условиях национального проекта «Современная школа». Цифровая инфраструктура образовательной организации;
  • 11
    Школа как новая содержательно-технологическая платформа в условиях пандемии. Дефициты и возможности современного учителя. Подготовка учителей нового формата для работы в образовательной организации «Новая Школа новой открытой Экосистемы».
Поставленные на круглом столе вопросы укладываются в 3 группы проблем
  • образовательная организация с новой открытой инфраструктурой и формой преподавания, как новая содержательно-технологическая платформа
  • обеспечение необходимой общеобразовательной, психологически-адаптивной среды и создание единого практико-ориентированного и научно-методического сетевого сообщества, как ресурса в разрешении проблемы адаптации образовательной организации к условиям пандемии
  • цифровая трансформация образовательной организации, как адаптация в повышении эффективности процесса обучения и воспитания
Основные практические проблемы, с которой столкнулась система образования г. Ростова-на-Дону в первые недели дистанционного образования – это техническая неготовность всех участников образовательного процесса, отсутствие выверенного, стабильно работающего контента и программного обеспечения, отсутствие простых, четких и своевременных инструкций.
За 2 месяца система образования города смогла адаптироваться к новым задачам в условиях пандемии. В условиях пандемии возникли новые формы коммуникации, которые вошли на постоянной основе в практику работы школ города:
  • запустили еженедельный «Час директора» во многих образовательных учреждениях. Это организационные онлайн-встречи с родителями, которые начали проводить в условиях пандемии;
  • провели курсы повышения квалификации для педагогов по методикам онлайн обучению;
  • внедрили использование выверенного разработанного образовательного контента муниципального, регионального и федерального уровней;
  • появилась возможность внедрения смешанных дистанционно-очных форм обучения;
  • расширились рамки цифрового взаимодействия в образовательном процессе.
Проведенные мероприятия и исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Родители не готовы полностью отказаться от классической, очной формы образования.
Таким образом, говорить о переходе в электронное пространство на данном этапе развития социума преждевременно. Дистанционные технологии в обозримом будущем не смогут заменить педагога. Это слишком радикальная мера, последствия которой не просчитаны, а потому могут содержать целые группы рисков, связанные с дефектами когнитивного, коммуникативного и физического развития детей.

2. В целом, дистанционные технологии не вызвали у участников образовательного процесса отторжения.
Контент и технологии должны использоваться в образовательном процессе, организованном в очном формате.

3. Ситуация социального дистанцирования дала эффект объединения позиции учителя и родителя, так как у родителей появилась возможность примерить на себя роль учителя. Для большинства эта роль оказалась чрезмерно обременительной.
Неожиданно родители в лице учителей обрели союзников.
Это важный позитивный итог, который можно и нужно использовать, как ресурс, в налаживании конструктивного сотрудничества между родителями и учителями.
Результаты работы проектной группы.
Главное в процессе деятельности проектной группы - антропологический подход по созданию условий в данный период (в условиях пандемии коронавируса) для целостного развития здоровья обучающегося, как «человека нового качества, социально-адаптированного в пространстве социальной ситуации Covid-19 (далее пандемия)».

Цель деятельности: в условиях коронавирусной инфекции в рамках Гражданской инициативы заявлено обсуждение проблемы «Современная школа, как новая школа - новой открытой экосистемы». Образовательную организацию в условиях коронавирусной инфекции считать, как неопределенность и преадаптацию к неопределенности, как стратегию.

Продуктом проектно-экспертной группы в рамках реализации Гражданской инициативы считать научно-практическую разработку «Методическое, организационное и научно-методологическое обеспечение функционирования муниципальной системы образования, образовательных организации в условиях коронавирусной инфекции» на межведомственной основе (образование, здравоохранение, ВУЗы, научно-исследовательские кафедры РГМУ, спорт, общественные автономные некоммерческие организации, учебно-методические центры по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, центром кризисной психологии и.т.д.).
В процессе работы проектно-экспертной группы по изучению проблемного поля в деятельности образовательных организаций в условиях распространения Covid-19 четко были сформулированы определения:
  • 1
    образовательная организация (школа) приобретает статус новой содержательной технологической платформы;
  • 2
    образовательная организация (школа) в условиях коронавирусной инфекции – это неопределенность;
  • 3
    преадаптация к неопределенности, как стратегия;
  • 4
    преадаптация, как новые нормы деятельности и организации учебного процесса;
  • 5
    новая модель управления в условиях Covid-19 (субъектного, организационного, менеджмента качества, ресурсного, информационного, кластерного).
Введено было понятие (в Российском пространстве данное определение присутствует) адаптация:

1) адаптация, как период приспособления к новым условиям;

2) результат адаптации: адаптация (ребенка) как естественное состояние человека: к новым условиям жизни, новой деятельности (дистанционное обучение, гибридное образование, онлайн взаимодействие); к новым социальным контактам, ролям; совокупность физиологических, психологических, социальных реакций.

Важным фактором в деятельности экспертной группы являлся социальный круг людей с отлаженным механизмом взаимодействия, объединенных единой идей по разрешению группы проблем:
  • Первая группа проблем – Образовательная организация как «Новая Школа новой открытой Экосистемы», как статус новой содержательной технологической платформы, неопределенность и преадаптация к неопределенности, как стратегия.
  • Вторая группа проблем - Обеспечение необходимой институциональной среды и создание единого практико-ориентированного и научно-методического сетевого сообщества как образовательного ресурса в разрешении проблемы адаптации учебного процесса в условиях коронавирусной инфекции.
  • Третья группа проблем – Цифровая трансформация школы, как адаптация в повышении эффективности процесса обучения. Открытая экосистема цифрового дома и методологическая успешность личности в новой Экосистеме.
Большим вкладом в деятельность группы стали мероприятия и проекты на ресурсных платформах социальных партнеров (акторов).
Платформа южного университета ИУБиП продемонстрировала новый подход к обучению руководителей образовательных организаций. ИУБиП ведёт исследование проблем цифровой трансформации региональных социально-экономических систем и является интеллектуальным центром поддержки национальных цифровых проектов на региональном и муниципальном уровнях. Сотрудничество ИУБиП и Управления образования (с 2004 по настоящее время) позволяет реализовывать знаковый проект «Стратегия новой школы». Платформа ИУБиП демонстрирует новый формат в подготовке управленческого состава образовательных организаций в условиях изменений, в том числе и социальной ситуации Covid-19, а именно:

-управлять цифровой трансформацией (цифровыми коммуникациями, школьным сайтом, соц. Сетями, использованием цифровых сервисов, возможностями Big Data в образовательном процессе).

Платформа института соответствовала новому формату обучения руководителей (материально-информационная ресурсная база, научно-методический ресурс, высокий профессиональный преподавательский ресурс, новые техники и технологии обучения, командная работа в группах с технологией «Офисный портфель», модераторство, проектное управление).

Проектные работы, представленные на защиту, отражают Вызовы национального проекта «Образование», проблемное поле, дефициты и возможности, пути разрешения их в зоне «Матрицы ответственности».

Оценка проектных работ, проведенная комиссией, экспертами с учетом мнений обучающихся руководителей по шести критериям: актуальность, практичность, эффективность, новизна, транслируемость, реализуемость, позволила сделать выводы по эффективности учебного процесса, нового формата управленческой модели, эффективности управления муниципальной системы образования в муниципальном образовании города.

Участники проекта пришли к выводу, что комплексные программы являются не только обучающими, но и ориентированы на практику социального партнерства, что позволяет максимально задействовать технические ресурсы, увидеть свое место в цифровом социуме, общаться и делиться опытом в «Клубе директоров», а также стать обучающими платформами (площадками) по указанной проблеме.
Вкладом в Гражданскую инициативу «Современная школа как новая школа новой открытой экосистемы» является научно-методическая разработка (проект) «Стратегия новой школы: управление цифровой трансформацией».
Это практико-ориентированная разработка предназначена для руководителей образовательных организаций, специалистов муниципальной системы, осуществляющих управление в сфере образования, методистов, резерва на должность руководителей, как новый формат подготовки управленческих кадров.
«Педагогический марафон - 2021»

17.08.2021 на мероприятии «Педагогический марафон - 2021», проводившегося в рамках международного методического онлайн-проекта «Современное образование: теория, методика, практика», была представлена ростовская платформа «Стратегия "Новой школы": управление цифровой трансформацией в условиях изменений», в рамках реализации гражданской инициативы проектной группы по проблеме «Адаптация образовательной организации в условиях пандемии» (город Ростов-на-Дону, Россия). Мероприятие проводилось в форме информационно-дискуссионной площадки.

16 спикеров: руководители образовательных организаций, учителя, Информационно-методический центр, ученые ВУЗов (ИУБиП), члены общественной палаты II созыва города, проектно-экспертная группа, представители Управления образования, региональный координатор Федеральных образовательных проектов, как социальный круг реализации гражданской инициативы представил в своих выступлениях эффективный, апробированный внедренный в деятельность опыт:
- продуктивные стратегии развития;
- модели управления;
- открытые "Экосистемы";
- модели преадаптации и адаптации психологического сопровождения обучающихся, учителей, родителей в условиях пандемии;
- психология пандемии;
- эффективность дистанционного обучения с использованием технологического контента;
- эффективный и апробированный опыт гибридного (смешанного) обучения в условиях пандемии (COVID-19);
- лонгрид - как формат подачи материалов в дистанционном обучении.

Цель обсуждаемых проблем Ростовской платформы в рамках международного методического онлайн-проекта "Педагогический марафон - 2021": концентрация успешных педагогических практик, как ресурс распространения профессионального опыта, оказание профессиональной поддержки педагогическим работникам, которые в условиях коронавирусной инфекции ищут и эффективно применяют педагогические приемы и подходы в обучении и воспитании с помощью дистанционных форм.

Информационно-дискуссионная платформа объединила спикеров высокопрофессионального социального круга, способного работать в Новом формате демонстрации информационного материала как медиаконтента, который актуален к внедрению в деятельность ОО муниципального, регионального и Российского пространства как ресурса.

Проектные доклады спикеров отражают Вызовы национального проекта "Образование", позволяют разобраться в том, что такое "Современная школа" как проект «Новая школа» в зоне "Матрицы ответственности" в условиях сетевого взаимодействия в муниципальном и российском пространстве, а также понять и принять работу на платформах, как обучающую организацию социального круга людей по проблемам.

Ростовская платформа состоялась. 96 участников города работали на платформе (всего в «Педагогическом марафоне – 2021» приняло участие 978 участников, 42 страны мира, 35 субъектов РФ).
По результатам работы Ростовской платформы (социального круга людей, вошедших в инициативную группу) сформирован материал – как ресурс (в ресурс взяты все медиаконтенты выступающих спикеров). Данный ресурс представлен в виде записей 5-ти дней работы. Материалы "Педагогический марафон - 2021" размещены в YouTube на канале методического дистанционного журнала "Современное образование: теория и практика".
Данный материал (ресурс) можно рассматривать как методическое, организационное и научно-методологическое обеспечение функционирования ОО в муниципальном пространстве муниципальной системы города в условиях коронавирусной инфекции.
"Педагогический марафон" - 2021 в рамках международного методического онлайн - проекта "Современное образование: теория, методика, практика" организован при участии и содействии:

Организаторы марафона: Автономная некоммерческая организация "Центр поликультурного образования и многоязычия "Мир просвещения" (г. Ростов-на-Дону, Россия); МАОУ "Школа № 53 имени Б.Н. Слюсаря" (Школа языковой культуры) (г. Ростов-на-Дону, Россия)

При содействии Регионального общественного Совета партпроекта «Новая школа» Ростовской области (г. Ростов-на-Дону, Россия); координатора регионального Общественного Совета партпроекта "Новая школа" в Ростовской области (г. Ростов-на-Дону, Россия); Международного методического Совета по многоязычию и межкультурной коммуникации при ОЦ "Икарус" (Германия); Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному и гуманитарному сотрудничеству - Россотрудничество (г. Москва, Россия).

Спикеры и участники Марафона получили благодарственные письма и сертификаты.
Проектная группа определилась по концепции деятельности, ее осуществимости по средствам реализации межведомственных социальных проектов, программ, реализуемых в деятельности образовательных организаций муниципальной системы г. Ростова-на-Дону, а также вхождением в платформы Российских проектов по обсуждению и разрешению реестра вопросов адаптации учебного процесса в условиях пандемии коронавируса.

Новый формат обсуждения проблем с целью консолидации творчески перспективного ресурса на межведомственной основе с организацией социального круга людей с отлаженными механизмами взаимодействия, объединенных единой идеей по формированию и разрешению групп проблем, позволил считать наработанные материалы: социологические исследования, методические, практико-ориентированные, научно-методологические разработки вкладом в Гражданскую инициативу.
Материалы представляют концентрацию успешных педагогических практик, эффективно-продуктивный опыт оказания профессиональной поддержки педагогическим работникам, инновационные модели управления «Новой школой - как школой новой содержательно-технологической платформы в условиях пандемии коронавируса. Являются ресурсным вкладом акторов социального круга людей, вошедших в Гражданскую инициативу.

Продуктом является «Навигатор», как практико-ориентированная разработка организационных, методических и научно-методологических ресурсов для руководителей образовательных организаций, органов, осуществляющих управление в сфере образования.

Навигатор
организационных, методических и научно-методологических ресурсов для руководителей образовательных организаций, органов, осуществляющих управление в сфере образования.
Социологическое исследование на тему «Оценка удовлетворенности качеством онлайн обучения в средней школе», которое состоялось в январе-марте 2021 г.
  • Отчет по результатам социологического исследования.
  • Результаты анкетирования учителей, учеников и родителей.

«Круглый стол» 27.04. 2021 г по проблеме: «Адаптация образовательной организации к условиям пандемии».

Обучающая платформа Южного университета ИУБиП - 09.06.2021г «Новый подход к обучению руководителей образовательных организаций, специалистов, осуществляющих управление в сфере образования».
В подготовке руководителей использовались:
- Новый формат реализации проекта: «Цифровая трансформация в муниципальной системе г. Ростова-на-Дону с механизмами адаптации.
- Новый формат подготовки управленческого состава по комплексной программе «Стратегия новой школы: управление цифровой трансформацией».

Проект «Стратегия новой школы: управление цифровой трансформацией» - практико-ориентированная разработка предназначенная для руководителей образовательных организаций, специалистов муниципальной системы, осуществляющих управление в сфере образования, методистов, резерва на должность руководителей, как новый формат подготовки управленческих кадров.

"Педагогический марафон - 2021".
«Педагогический марафон -2021» в рамках международного методического онлайн проекта: «Современное образование: теория, методика, практика».
Работа Марафона с 17.08.2021 по 21.08.2021 проходила 5 дней при участии и содействии: - Регионального общественного совета партпроекта «Новая школа» Единой России. Председатель Тутова Л.Н., депутат Государственной Думы Седьмого созыва;
- Международного методического совета по многоязычию и межкультурной коммуникации. Германия;
- Федерального агентства по делам содружества независимых государств соотечественников, проживающих за рубежом. Россотрудничество, Россия. Москва;

Ресурс представлен в виде записи 5-ти дней работы участников марафона. Первый день в записи 17.08.2021 Ростовская платформа. Материал можно рассматривать как методическое, организационное и научно-методологическое обеспечение по функционированию образовательных организаций в Российском, региональном, федеральном, муниципальном пространстве в условиях пандемии.
Благодарности.
Благодарим за участие, содействие, консультации:

Управление образования города Ростова-на-Дону:


Чернышову Викторию Анатольевну, начальника Управления;

Распевалову Маргариту Викторовну, заместитель начальника Управления;

Пушкаш Светлану Николаевну, начальник отдела по работе с персоналом.

Управления здравоохранения города Ростова-на-Дону:

Бекетова Павла Анатольевича, кандидат медицинских наук, заместитель начальника управления, начальник отдела организации медицинской помощи взрослому населению.

Теплякову Елену Дмитриевну, доктор медицинских наук, профессор, заместитель начальника ранее, в настоящее время первый заместитель министра здравоохранения Ростовской области

Благодарим акторов социального круга, вошедших своим вкладом в гражданскую инициативу:

ВУЗы, кафедры ВУЗов

Фомину-Чертоусову Неонилу Анатольевну, РостГМУ, ассистент кафедры нервных болезней и нейрохирургии РостГМУ, кандидат медицинских наук, детский врач невролог практикующий.

Акперова Имрана Гурруевича, Южный университет «ИУБиП», ректор, доктор экономических наук, профессор,

Мартынова Бориса Викторовича, Южный университет «ИУБиП», руководитель Областного методологического центра цифровизации личности, руководитель Академии цифрового развития Южного Университета», кандидат философских наук, доцент.

Галоян Яну Эдуардовну, Южный университет «ИУБиП», директор института гуманитарных технологий, заведующая кафедрой «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», кандидат педагогических наук, доцент;

Бюндюгову Татьяну Вячеславовну, руководитель Центра кризисной психологии Южного университета, кандидат психологических наук.

Петрулевич Ирину Анатольевну, Кафедра специальных исторических дисциплин и документоведения ЮФУ, доктор исторических наук.

Ресурсные центры, ассоциации, НКО.

Гутерман Ларису Александровну, Ресурсный учебно-методический центр по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья ЮФУ, руководитель, кандидат биологических наук.

Костенко Ивана Вячеславовича, федерация гонок с препятствиями Ростовской области, помощник президента.

Соколюк Галину Юрьевну, Ростовская общественная организация инвалидов «Феникс», руководитель, Член национальной коалиции Российской Федерации «За образование для всех».

Усенко Александр Николаевич, директор АНО « Центр поликультурного образования и многоязычия «МИР ПРОСВЕЩЕНИЯ», кандидат исторических наук, доцент.

Усенко Светлана Сергеевна, руководитель сетевого взаимодействия АНО «Центр поликультурного образования и многоязычия «МИР ПРОСВЕЩЕНИЯ».

Благодарим руководителей образовательных организаций за предоставление возможности провести социологические исследования по проблеме дистанционного образования (анкетирование учителей, родителей, обучающихся):

Школы: 5, 96, 53, 47, 49, 4, 80, 23, 54, 7, 1, 22, 94, 26, 106, 81, 57, 15, 88, 104, 40, 52,

ЧОУ: КЭО, Гимназия «Дар»

Лицеи: 14, 33, 2, 27, 11, 51, 20, 50 при ДГТУ,

Гимназии: 76, 9 имени М.М. Сперанского, 117, 14, 12, 36, 25

МАУ: Информационно-методический центр города Ростова-на-Дону

Руководителей, осуществляющих экспертизу в формате «открытого микрофона»:

Балашову Татьяну Сергеевну, МБОУ «Школа № 118», директор;

Комарова Юрия Аркадиевича, МБОУ «Школа №22», директор, кандидат педагогических наук;

Потатуеву Валентину Олеговну, МАОУ «Лицей № 11», директор (имеет два высших образования: педагогическое и медицинское);

Чернышеву Галину Анатольевну, МАОУ «Лицей экономический № 14», директор, кандидат соцнаук;

Овчаренко Ирину Анатольевну, МБОУ «Школа № 43», директор, руководитель проекта. «Школа равных прав и возможностей. Инклюзивная школа». Прошла обучение и сертифицирована по программе: « Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ», присвоен статус тренера содействия здоровью.

Руководителям, спикерам «Педагогического марафона - 2021» в рамках международного методического онлайн проекта «Современное образование: теория, методика, практика»: Лицеи: 14, 11; Гимназии: 95, 36; Школы: 39, 80, 53, 96; Команда ИУБиП; МАУ «Информационно-методический центр образования»

Отдельную благодарность педагогической, родительской общественности, обучающимся школ, принявших участие в социологических исследованиях, круглом столе!