«Патриотическое воспитание новых поколений граждан как стратегический приоритет в условиях трансформации гражданского общества».
В работе круглого стола приняли участие члены общественной палаты города Ростова-на-Дону, члены общественной палаты Ростовской области, эксперты общественной палаты, ученые ВУЗов, учителя, руководители социальных проектов, представители органов власти и ВУЗов, осуществляющие деятельность в сфере молодёжной политики, советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в городе Ростове-на-Дону, руководители начальных военно-учебных заведений (кадетских корпусов), депутаты Городской Думы города Ростова-на-Дону, руководители образовательных организаций, организаций дополнительного образования, центров патриотического воспитания, представители городского совета отцов, представители ТОС, представители НКО военно-патриотической и просветительской направленности.
В ходе работы круглого стола обсуждались следующие вопросы: стратегия молодежной политики как фактор повышения роли активности патриотически настроенной молодежи; роль Советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями; институт классного руководства как новая структура патриотического воспитания в условиях трансформации гражданского общества; патриотическое воспитание как особый механизм формирования правового общества и государства; историческое просвещение как фактор, обеспечивающий социализацию обучающихся, формирование их гражданской позиции; привитие обучающимся традиционных ценностей народов России; развитие патриотического самосознания студентов педагогических специальностей Южного Федерального Университета в условиях становления гражданского общества; отражение темы Великой Отечественной и Второй мировой войны в сознании современного общества: диалог поколений и опыт международных встреч; проблемы патриотического воспитания молодежи многоконфессионального города; роль православия в сохранении межконфессионального согласия на Дону; роль центров патриотического воспитания и подготовки юнармейцев в формировании патриотизма; формирование духовно-нравственных ценностей в образовательном пространстве юга России (методология, стратегия, методика) как национальной идеи и государственной идеологии России.
Участники круглого стола:
· Обратили внимание на формат обсуждения в форме дискуссии, открытого диалога, что позволило сформировать единую коллективную позицию в отношении патриотического воспитания и патриотизма, а также гражданского воспитания социально ответственной личности в условиях повышения роли и статуса России в мире как стержневой духовной составляющей стратегического приоритета молодежной политики в условиях трансформации гражданского общества.
· Определились в основополагающих смыслообразующих принципах и понятиях «патриотизм», «патриотическое воспитание»:
- «У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея» - В.В. Путин.
В XXI веке Патриотизм выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и Государства. Он призывает всех граждан объединиться, чтобы достигнуть общей цели, сделать все возможное для становления экономически мощной и политически стабильной державы.
- Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей и молодежи чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите. Оно должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
· Отметиликонсолидацию творчески-перспективного, практико-ориентированного, научного ресурса, ресурса муниципальной власти, общественных деятелей, депутатов, НКО, объединенных единой идеей с предложенными механизмам взаимодействия по разрешению групп проблем, связанных с патриотическим воспитанием, внедрением в систему методик военного-патриотического воспитания, социальных проектов.
С учётом вышеизложенного участники «круглого стола» считают актуальным и целесообразным продолжить совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества по укреплению межведомственного подхода к патриотическому воспитанию новых поколений граждан.
Результатом должна стать сформированная экосистема молодежной политики на муниципальном уровне как залог стабильности и развития.
Участники круглого стола внесли следующие предложения:
1. Общественной палате города Ростова-на-Дону:
- подготовить открытый доклад по результатам круглого стола и считать его ресурсным вкладом при рассмотрении вопросов патриотического воспитания новых поколений граждан. Продуктом считать «Навигатор» как организационный, методический и научно-методологический ресурс;
- направить адресно в управление образованием города Ростова-на-Дону, образовательные организации среднего и высшего образования материалы открытого доклада по результатам круглого стола с целью включения их в воспитательный процесс системы образования города Ростова-на-Дону;
- изучить вопрос об изменении возраста получения Пушкинской карты с 14 лет на 7 лет в целях своевременного и более эффективного духовно-нравственного воспитания детей;
- ходатайствовать перед Администрацией города Ростова-на-Дону об установке мемориальных досок и присвоении почетного имени образовательным учреждениям в честь выдающихся педагогов, руководителей образовательных учреждений, внесших весомый вклад в патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи города Ростова-на-Дону;
-обратиться к Совету ректоров вузов города Ростова-на-Дону о возможности организовать и провести Демо-день социальных и образовательных проектов, в том числе проектов, направленных на развитие практик и методик построения воспитывающей среды в организациях всех уровней общего и профессионального образования.
2. Отделу по молодежной политике Администрации города Ростова-на-Дону
разработать экосистему молодежной политики на муниципальном уровне с учетом необходимых унифицированных требований:
-развитие современной городской среды, ориентированной на молодежь;
-развитие инфраструктуры для реализации идей патриотического и духовно-нравственного воспитания опережающего характера;
-обеспечение финансирования объектов, требующих крупных вложений и мероприятий, направленных на оснащение молодежной среды и молодежных проектов;
-обеспечение равного доступа к молодежным проектам как организованной молодежи (школьники и студенты), так и трудоустроенного молодого населения.
- создание молодежной платформы-площадки долгосрочного взаимодействия «Ростов - город возможностей» в контексте федерального проекта «Россия – страна возможностей», а также платформ просветительского характера в рамках развития национальной идеи России.
3. Поддержать инициативу городского сообщества учителей истории по подготовке третьего издания учебного пособия «История города Ростова-на-Дону» для учащихся и педагогов в качестве
эффективного инструмента системного исторического просвещения детей и воспитания ценностного отношения к малой Родине в рамках проекта «Историческая параллель».
4. Развивать систему муниципального социального партнерства в создании дополнительных условий для некоммерческих организаций, используя их потенциал в развитии народной дипломатии и пропаганде «русского мира» на международных образовательных форумах с учетом современных международных реалий.
5. Южному федеральному университету:
- разработать и реализовать во взаимодействии с деловыми партнерами программу поддержки научных социально-гуманитарных исследований по проблематике методологии, содержания и технологии непрерывного современного патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях, организациях СПО и высшего профессионального образования;
- организовать проведение ряда исследований актуального уровня традиционных духовных ценностей русского народа в молодежной среде города Ростова-на-Дону, Ростовской области и Юга России. Дополнить его экспертным исследованием набора методик формирования традиционных ценностей, применяемых в образовательных организациях всех уровней общего и профессионального образования.